Разбитое корыто «миацума»: поверженная Армения и очередная годовщина вступления на гибельный путь

В эти дни исполняется 34 года с начала армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Его развязала Армения, предъявив территориальные претензии к Азербайджану. Кровавый конфликт, в ходе которого произошли две войны, завершился 10 ноября 2020 года. Азербайджан ценой жизни многих своих сыновей и дочерей отстоял родной Карабах.

Победа Азербайджана в 44-дневной войне ознаменовала собой сокрушительное фиаско Армении. Ее агрессивная политика против Азербайджана потерпела полный крах, ибо Армения не только не смогла достичь своей цели — захватить азербайджанские земли, но и многолетней оккупационной практикой, изничтоженной в конечном итоге Вооруженными силами АР, фактически лишила себя перспективы более-менее достойного развития.
Сожалеют ли в связи с этим армянские политики, в целом армянское государство, развязавшее кровавую трагедию двух народов, о бессмысленности шагов, предпринятых на волне «карабахского движения» 34 года назад? Ведь современного конфликта и войн между Арменией и Азербайджаном могло бы и не быть, и тогда оба народа вступили бы в новую эпоху, стартовавшую на рубеже тысячелетий, добрыми соседями и успешными партнерами…

Однако произошло то, что произошло, и виновник тому — армянский фашизм. Тот самый, который отверг ценности мирного сосуществования, а взамен взял на вооружение теорию исключительности «древнего многострадального народа», наделил себя правом захватывать чужие территории, изгонять с них сотни тысяч людей, уничтожать этих людей только из-за их этнической принадлежности — принадлежности к азербайджанскому народу…

Собственно, все эти чудовищные «факторы» и породили конфликт, корни которого уходят в период российского завоевания Южного Кавказа. В первой трети XIX века Российская империя переселила на земли Северного Азербайджана армян из Османской империи и Ирана. Вследствие переселенческой политики царизма армяне стали массово расселяться в том числе и в горной части Карабаха. В 1911 году российский кавказовед Николай Шатров признавал: «Из живущих в настоящее время в Закавказье 1 млн 300 тыс. армян свыше одного миллиона не является коренным населением, а переселено нами». Он же подчеркивал: «Армяне размещались в основном на благодатных землях Елизаветполя (Гянджи — Н.Н.) и Эриванской губернии, где их было ничтожно мало. Нагорная часть Елизаветпольской губернии (горная часть Карабаха — Н.Н.) и берега озера Гейча были заселены этими армянами».

В результате заселения азербайджанских земель армянскими переселенцами произошли изменения в этническом составе населения Южного Кавказа, включая территорию Северного Азербайджана. Расселяя на Южном Кавказе послушный ее воле армянский элемент, Российская империя стремилась положить конец традиционному влиянию Османского и Иранского государств, но главное — окончательно утвердить свое господство в данном регионе.

История непосредственно межгосударственного конфликта между Азербайджаном и Арменией насчитывает чуть более века. Точкой отсчета следует считать 1918 год, когда в результате падения Российской империи на Южном Кавказе возникли независимые республики. Несмотря на то, что Армянская Республика была создана под непреодолимым давлением внешних сил на исторических землях Азербайджана — в некоторых районах вокруг озера Гейча и городе Иреване с окрестностями, — это не помешало ей впоследствии выступить с притязаниями и на другие азербайджанские территории, включая Карабах. За период существования Азербайджанской Демократической Республики, то есть с мая 1918-го  по апрель 1920 года, Армения осуществила целый ряд агрессивных военных кампаний в направлении Карабаха. Однако Национальной армии Азербайджана всякий раз удавалось вытеснять армянские вооруженные силы с территории АДР.

После советизации Южного Кавказа руководство СССР в 1923 году утвердило решение оставить горную часть Карабаха в качестве автономной области в составе Азербайджанской ССР с учетом исконного экономического и культурного единства этого региона с Баку. Несмотря на то, что Армянская ССР продолжала выдвигать аннексионистские притязания на Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО), вопрос ее включения в состав Армении не получал поддержки со стороны союзного центра. Руководство СССР понимало всю опасность перекройки границ внутри единого союзного государства, а потому неоднократно пресекало попытки армянских националистов подорвать основы межнационального мира между двумя союзными республиками. Но это понимание продлилось до начала горбачевской «перестройки»…

Нагорно-карабахский конфликт разгорелся на политическом пространстве СССР в феврале 1988 года. Он начался с требований о присоединении НКАО Азербайджанской ССР к Армянской ССР, сопровождавшихся насильственной депортацией свыше 200 000 азербайджанцев — коренного населения Армянской ССР — с их родных земель. 
Союзное руководство, возглавляемое Михаилом Горбачевым, не только предпочло закрывать глаза на растущие националистические устремления армян, но и фактически потворствовало территориальным притязаниям Армении. 21 февраля 1988 года — спустя день после злополучного обращения Совета народных депутатов НКАО о присоединении области к Армении — ЦК КПСС принял аморфное решение, которое не предусматривало решительного пресечения подобных националистических требований, особенно недопустимых в условиях многонационального государства, и деятельности их выразителей.

В результате конфликт вокруг Нагорного Карабаха между Азербайджаном и Арменией стал одним из катализаторов распада советского государства. После крушения СССР конфликт перешел в фазу открытого вооруженного межгосударственного противостояния между Арменией и Азербайджаном. Пользуясь неподготовленностью Азербайджана к отражению внешней агрессии, вооруженные силы Армении в ходе военных действий 1991-1994 годов оккупировали не только НКАО, упраздненную решением Верховного совета Азербайджана от 26 ноября 1991 года, но и прилегающие к территории бывшей области семь других районов Азербайджанской Республики. И все это сопровождалось многочисленными актами геноцида азербайджанцев в целом ряде населенных пунктов Карабаха, включая город Ходжалы…

Продлившаяся почти 30 лет оккупация территорий Азербайджана обернулась не только многочисленными военными преступлениями армянской армии, но и разрушением городов и селений оккупированных районов, тотальным уничтожением памятников культуры азербайджанского народа. Этой бесчеловечной, фашистской практике и положила конец азербайджанская армия осенью 2020 года, обеспечив историческую победу нашего народа в Карабахской войне. Позорно убегая с поля боя, «непобедимые армянские воины» вновь отыгрывались на безоружных людях — жителях обстреливаемых азербайджанских городов Гянджа, Барда, Тертер, ни в чем не повинных стариках, женщинах, спящих в колыбелях детях…

Но что же получила Армения по итогам завершившегося нагорно-карабахского конфликта? Позорное поражение, десятки тысяч погубленных жизней «зинворов», жалкое существование населения страны, которой проповедники «миацума» прочили будущее «Великой Армении», демографический кризис и массовый отток жителей, социально-экономическую безысходность и произвол криминальной диктатуры…

Так стоило ли ради этих «достижений» затевать «карабахское движение»? Вопрос, разумеется, риторический, но трагедия армян в том, что на него они все еще не решаются дать адекватный, правдивый ответ. Из Армении продолжают звучать бредовые мысли о «правильном решении» 34-летней давности, фашистские идеи антиазербайджанского и антитурецкого толка, призывы к реваншу и «перезавоеванию территорий». Их авторов, похоже, жизнь так ничему и не научила. Вот только осознают ли массы простых армян то, что расплачиваться за подобное, мягко говоря, заблуждение «миацумщиков» и реваншистов им придется собственными жизнями и новым национальным позором?..

Натиг Назимоглу

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ