⚡️Ответ Алиева на вопрос Рамиза Юнуса: Когда войска США сбежали, солдаты Азербайджана остались (ВИДЕО)
Рамис Юнис: Благодарю. Уважаемый господин Президент, для меня большая честь находиться здесь — в священном городе Шуша священного Карабаха. Благодарю за эту возможность. Мой вопрос об американо-азербайджанских отношениях. Как Вам известно, в ноябре в США пройдут выборы. Вы прекрасно и дипломатично ответили на вопрос о выборах, заданный господином Гусманом. Мой вопрос не о выборах. В то же время у вас хороший опыт контактов и с республиканцами, и с демократами. Господин Президент, как по-Вашему, с кем легче найти общий язык – с администрацией демократов или республиканцев? Как, на Ваш взгляд, скажутся изменения в Белом доме на нашем регионе, какие будут изменения?
Президент Ильхам Алиев: Еще раз, добро пожаловать домой. С возвращением. Я очень рад видеть вас после стольких лет.
Конечно, если посмотреть на развитие наших отношений, особенно на видимые аспекты, то, безусловно, при республиканской администрации наши отношения всегда были более продуктивными, плодотворными и нацеленными на результат. Достаточно просто рассмотреть мои отношения с американскими лидерами и президентами, и все станет ясно. Во время президентства Трампа у нас было очень плодотворное сотрудничество, основанное на взаимном уважении и признании поддержки друг друга на разных направлениях.
Наши отношения с Соединенными Штатами были довольно стабильными, несмотря на взлеты и падения, которые были инициированы не нами. Просто были завышенные ожидания от Азербайджана, которые не оправдались. Была вторая попытка повлиять на нашу политическую жизнь. Были попытки финансировать политическую оппозицию — напрямую или через прокси-НПО — здесь все прояснилось. Знаете, Азербайджан — небольшая страна, и в Баку все обо всех знают. То есть, очень сложно что-то скрыть.
Несмотря на все эти взлеты и падения, мы всегда рассматривали эти отношения как стратегические и важные и старались быть максимально полезными, включая наше практическое участие в так называемых миротворческих миссиях в Афганистане. Когда это началось, Азербайджан был одной из первых стран, не входящих в НАТО, которая присоединилась к операциям и участвовала в них до последнего месяца. Войска США уже вышли оттуда — или, выражаясь точнее, бежали или исчезли, — а мы все еще были там. Мы были в аэропорту вместе с турецкими войсками и последними покинули Афганистан. Это было наше обязательство перед нашим партнерством. Когда мы были им нужны, для Афганистана и по многим другим причинам, я помню, сколько раз высокопоставленные представители Транспортного командования и Министерства обороны США посещали Азербайджан и выражали благодарность за нашу помощь посредством так называемой Северной распределительной сети, которая проходила через Азербайджан, а затем через Каспий в Центральную Азию, особенно учитывая то, что основной маршрут в Афганистан через другие места был осложнен. Но после того, как миссия в Афганистане завершилась, что они сделали? Они снова ввели санкции против нас. Они снова ввели санкции в рамках 907-й поправки к Закону о поддержке свободы без какой-либо логики или объяснения. Вот как они отплатили нам за то, что мы были хорошим партнером и другом. И как вы думаете, что может думать народ Азербайджана о работе с этой администрацией? Когда ты им нужен, ты хороший парень, и они приходят и говорят приятные слова. Но когда ты им не нужен, они не только игнорируют тебя, но и вводят против тебя санкции. За что? За восстановление нашего суверенитета и территориальной целостности. Я сказал это практически всем лидерам, с которыми встречался в Оксфордшире всего пару дней назад. Потому что все они спрашивали об Армении и мирном договоре, как будто они решили все проблемы в Европе, и единственное, что им нужно для счастья — это увидеть наш прогресс с Арменией. Я был удивлен, что во всех этих разговорах они поднимали именно этот вопрос. В разговоре с лидерами европейских или любых других стран я никогда не поднимал вопросы, которые не имеют прямого отношения ко мне. Я концентрируюсь только на двусторонних вопросах, но ладно. Я пытался объяснить им, что мы не сделали ничего такого, что отличало бы наши действия от действий того, кого вы поддерживаете. Разница в том, что, несмотря на все ваши миллиарды, они потерпели неудачу, а мы преуспели. Мы восстановили международно признанную территорию Азербайджана, которая находилась под оккупацией, силой и политическими средствами. И мы подверглись санкциям.